14.11.2005

Глубина мысли

Недавно я заметила, что могу думать только до определённой глубины. И когда я до этой глубины додумываю, то либо начинаю передумывать всё ещё раз, либо начинаю думать о каких-то ответвлениях от основной мысли (а порой начинаю думать о чем-то совершенно другом). Получается так, что я постоянно кручу в голове одно и тоже предложение или картинку. Можно подумать, что ничего страшного в этом нет. Можно подумать, что как раз это предложение (вернее будет сказать текст) или картинка и есть венцом моей мысли. Но это всегда оказывается не так. Когда я решаю это записать или изобразить, то узнаю, что мои мысли — это лишь жалкие наброски. Это иногда играет со мной злую шутку — я отвожу для записей некое время и считаю, что за это время я как раз успею всё написать. Потом, когда я начинаю писать, выясняется, что есть ещё куча всяких мыслей на эту тему. Мысли приходят в голову в процессе написания. Иногда они кардинально меняют всю идею, и я прихожу к совершенно неожиданным для себя выводам. Получается, я не могу сделать правильных выводов пока не начну записывать. Даже если я просто начну писать, не имея в начале практически никаких мыслей, то всё равно смогу писать, писать и писать и до чего-то таки дописаться. Данное положение вещей меня пугает. На прошлой неделе я пыталась думать, как можно глубже, вспоминая прекрасные примеры сосланных в ссылку поэтов, которые сочиняли стихи, да что там стихи, целые поэмы, исключительно у себя в голове. Мне кажется, что я стала думать глубже. Думаю, что проблема заключается в низкой концентрации внимания, ведь на самом деле трудно долго думать об одном. Вот попробуйте думать 5 минут о кенгурёнке, о кенгурёнке и только — через время вы постепенно станете думать о чём-то совершенно другом. В этом, несомненно, есть и позитивные моменты — можно придумать что-то совершенно неожиданное, если не ограничивать внимание. Выходит, что человеку легче думать не в глубь, а вширь, в длину. Получается, что наши мысли — это путешествие по плоскости и лишь иногда мы выкапываем в этой плоскости ямку вглубь, а ещё реже роем подземные туннели. Легче мыслить двухмерно, чем трёхмерно.

Итак, вот что я для себя решила: когда я пойму что я прокручиваю в голове одно и тоже — я его мысленно запишу и смогу спокойно думать эту мысль глубже; я не буду искусственно ограничивать способность думать в длину и ширину ради глубины; когда я не смогу ничего придумать — я просто начну писать. По-моему — неплохо :-)

Хочу заметить, что это в большей мере касается текстов, чем картинок, причём, скорее, текстов-размышлений. А вот про картинки я напишу завтра.

5 комментариев:

Pimen комментирует...

Интересное наблюдение.

Анонимный комментирует...

Есть такое...
Вообще как варианты:
- пробовать записать на диктофон свои мысли, а потом извлекать.
- еще концентрация может быть повышена если рассматривать предмет критически. или поросить кого нить. "в споре рождается истина", если он конечно того стоит ;)
- схемы и прочие графические способы.
А вообще, нужно искать что удобнее в конкретном случае и конкретному субъекту;)

з.ы. Иногда мысленно записанное забывается. Имхо записывать основные тезисы всеж не помешало бы.

Юля Эльф комментирует...

Я говорю о тех моментах, когда человек думает, выполняя, например монотонную работу, прогуливаясь или в дороге. Записывать на диктофон невозможно и ненужно. Ведь я мысли не забываю. Дискуссия — это уже нечто совершенно другое, чем мысли в вышеупомянутые моменты, а схемы, как ты понимаешь, тоже на ходу рисовать не будешь :-) Кстати, думаю, что многими это было подмечено — хорошо думается в ванной, во время ходьбы, а также параллельно с монотонной работой. При этом легче выдавать именно идеи, а вот их продуманную реализацию легче излагать на бумаге.

Анонимный комментирует...

Согласен.
Еще тогда можно упомянуть трансовые состояния.

Юля Эльф комментирует...

Что начать-то? Итак 156 всяких блогов... Я запуталась :-)